• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

 

pуководитель департамента
Исопескуль Ольга Юрьевна
тел. +7 (342) 205-52-11,
вн. 6090,
email: oisopeskul@hse.ru
приемные часы: вторник, среда 14.00-16.00

 

Пермь
ул. Студенческая, 38, к. 311
тел. +7 (342) 205-52-28,
вн. 66036
тел. +7 (342) 205-52-11,
вн. 6036

Статья
Особенности стимулирования работников поколения Z: результаты эмпирического исследования

Котомина О. В., Мерзлых Ю. Г.

Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 3. С. 144-157.

Глава в книге
Институциональные особенности обеспечения безопасности дорожного движения

Букина Т. В., Зуева Е. Л., Букин Е. К.

В кн.: Россия в современном мире: экономическая оценка. М.: ООО "ЭКЦ"Профессор", 2017. Гл. 6. С. 173-211.

Препринт
Regression Tree Model for Analysis of Demand with Heterogeneity and Censorship

Ozhegov E. M., Ozhegova A.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 174/EC/2017.

Психобиология: кортизол, стресс и личностные свойства

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся научный семинар департамента менеджмента. Профессор департамента, доктор психологических наук Дмитрий Корниенко представил результаты исследования взаимосвязи уровня кортизола и стресса у школьников и студентов.

«Проблема соотношения психологического и биологического является одной из фундаментальных и актуальных для психологии», — с этого утверждения начал свое выступление Дмитрий Корниенко. Профессор рассказал об этапах формирования психобиологии — направления науки, появившегося на стыке психологии и биологии (физиологии человека). Идея о связи психологии человека и его физиологических особенностей возникла достаточно давно. Многие ученые и даже псевдоученые объясняли поведение человека с помощью характеристик телосложения и нервной системы.  Например, одно время была популярна френология — наука о строении черепа, затем — учения Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона о взаимосвязи телосложения человека и его характера и др.

Профессор отметил, что все эти исследования не могут быть признаны научными: «Когда  в исследовании задействованы биологический и психологический уровень, необходим третий фактор для получения достоверных результатов. Зачастую его сложно или невозможно найти, что ограничивает такие проекты и приводит к псевдорезультатам».

Дмитрий Корниенко представил также современные направления развития психобиологии, например изучение циркадных суточных ритмов человека («совы» и «жаворонки»).

Во второй части семинара профессор рассказал о результатах исследования уровня кортизола у школьников и студентов. Исследование было проведено совместно с группой авторов. Прежде всего он пояснил взаимосвязь уровня гормона кортизола и стресса.  «Кортизол показывает нам, что мы находимся в состоянии стресса. При этом он пытается понизить выработку других гормонов, чтобы сохранить организм в сбалансированном состоянии. Кортизол максимально проявляется в утренние часы. К вечеру его уровень снижается», — рассказал профессор.

Почему для исследования был выбран именно гормон стресса? Не последнюю роль рпи выборе сыграла возможность изучения кортизола: он легко идентифицируется в различных жидкостях, например в слюне человека.

В исследовании принимали участие школьники (10—11-е классы) и студенты (1—2-й курс)  из Москвы, Перми и Кудымкара. Главной целью исследования  было сопоставление показателей кортизола и психологических свойств личности. Результаты оказались неожиданными. «У москвичей обнаружился самый высокий уровень беспокойства, но при этом они были наименее тревожны, то есть  у них наблюдался самый низкий уровень кортизола. Такая же ситуация у кудымкарцев. У пермяков же был обнаружен максимальный уровень тревожности и, соответственно, максимальный уровень кортизола», — рассказал Дмитрий Корниенко.

Профессор отметил, что авторы исследования нашли следующее объяснение таким результатам: «Ситуация стрессовости для студентов Москвы и Кудымкара в чем-то похожи.  Студенты, которые учатся в глубинке Пермского края, знают, куда они пойдут работать (только 15% выпускников вуза Кудымкара не могут найти работу). Москвичи же уверены, что в любом случае найдут работу, поскольку у них больше возможностей. А пермяки испытывают стресс из-за неуверенности в собственном будущем».

Кроме того, исследование показало, что уровень кортизола у школьников и студентов отличается. У студентов он всегда выше. «Получается, что для школьников ситуация обучения менее стрессовая,  чем для студентов. А переход из школы в вуз вызывает долгосрочный стрессовый эффект», — отметил Дмитрий Корниенко.

Подвоя итог своего выступления, профессор подчеркнул: «Исследование в рамках психобиологии позволяет обозначить много интересных фактов.  Но при этом нельзя дать им однозначной интерпретации, что ограничивает нашу работу. Кроме того, адаптация к стрессу отражается  как на психологическом, так и на физиологическом уровне, но при этом не прослеживается прямая их взаимосвязь. Все зависит от того, как мы относимся к конкретной ситуации».