Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Пермь
Бульвар Гагарина 37, 218 кабинет
тел. +7 (342) 205-52-28,
вн. 6118
Департамент призван обеспечить методическое единство и высокий уровень качества исследовательской и учебной деятельности в рамках направления «Менеджмент». Департамент создан в 2014 году путем слиянием кафедр общего менеджмента, стратегического менеджмента и государственного и муниципального управления.
М.: Музей современного искусства "Гараж", 2025.
Географический вестник. 2024. № 4(71). С. 171-182.
Гоменюк Н. В., Исмакаева И. Д.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 98-108.
Zaripova J., Чуприянова К. С., Polyakova I. et al.
General Economics :: arXiv :: Cornell Univerisity. arXiv:2311. Cornell University, 2023
– В чем заключается специфика Летней школы и как возникла идея ее проведения?
– Летняя школа – это интересный формат, потому что в его основе не учебная программа, а скорее какие-то аспекты, выходящие за ее пределы. Идея Летней школы «Городские проекты: от идеи до реализации» появилась у нас еще зимой, как это ни парадоксально. Нам хотелось сделать интересный проект, который бы вовлек и студентов, и практиков, и лекторов, был бы социально ориентирован и в то же время решал некоторую управленческую задачу. Факультет постоянно держит связь со своими выпускниками и один из них, Егор Коробейников, создатель интернет-ресурса о городском развитии «УрбанУрбан», сотрудник Высшей школы урбанистики при московской Вышке, предложил подумать на тему городских проектов: ведь они и социально значимые, и объединяют множество заинтересованных сторон, а менеджмент таких проектов должен реализовываться на основе современных подходов. Особенно когда дело касается общественных пространств – парков, скверов и др. Объектом нашего внимания стал сквер напротив одного из корпусов Вышки, состояние которого оставляет желать лучшего. Именно над проектом изменения этого сквера и трудились участники в ходе Летней школы под руководством опытных тьюторов, лекторов и экспертов.
– Расскажите, как была выстроена образовательная программа Школы?
– У нас было три группы «преподавателей»: тьюторы, лекторы и эксперты. Лекторы –профессор университета Адама Мицкевича в Познани Каспер Поблоски, партнер консалтинговой компании SenceCraft Сергей Хромов-Борисов, архитектор Мачей Чередиж – рассказывали о том, какие теоретические аспекты важны при разработке подобных проектов. Хочу отметить, Школа получилась междисциплинарной, и каждый из лекторов привнес компетенции своей профессиональной области – урбанистики, архитектуры, менеджмента и маркетинга. Тьюторы – международная команда молодых ребят, получивших профессиональное образование в области городского развития, с впечатляющей географией: у нас были ребята из Сингапура, Швеции, Чехии, Польши, Великобритании, а также наши выпускники. Тьюторы работали совместно с проектными группами участников Школы, помогая им в разработке проектов. И, наконец, эксперты – Сергей Владимирович Маленко и Дмитрий Юрьевич Лапшин – представители органов городской и краевой власти, которые квалифицированно рассказали о том, каким образом городские инициативные проекты могут быть поддержаны системой государственного и муниципального управления. От лица факультета я очень благодарна всем, кто принял участие в разработке образовательного блока программы и последующей экспертизе проектов.
– Каков был состав участников Летней школы и каковы их впечатления?
– Состав участников нас очень порадовал – мы изначально рассчитывали, что это будут смешанные команды, но мы даже не предполагали, что к нам приедут участники из Москвы и даже из-за рубежа. Если посмотреть на состав участников, то среди них и наши бакалавры, и выпускники, и ребята из других вузов города (например, очень большой вклад внесли ребята из Уральского отделения Академии живописи, ваяния и зодчества), и ребята из МГУ, московской Вышки, а также гости из Швеции и Болгарии. Вся программа была реализована на английском языке, и изначально мы думали, что это будет ограничение – но, поверьте, все 7 дней Школы абсолютно все слушатели говорили по-английски, лишь изредка переключаясь на русский, и мне кажется, развитие этого дополнительного навыка – очень важная компонента нашей образовательной программы. А впечатлениями ребята активно делились в социальных сетях, по моим ощущениям, все остались довольны и вдохновились – это очень здорово!
– Какие цели были достигнуты в ходе Летней школы?
– У нас на этапе планирования Школы был целый спектр целей: образовательные, международные, имиджевые и прочие. И я могу сказать, что мы их достигли, а в каких-то случаях получили еще и дополнительные эффекты: например, сформировали коммьюнити из ребят, которым тема городского развития близка. Кроме того, мы сами для себя осознали, насколько в университете важно пространство: участники из других университетов были удивлены тем, как красиво и компактно организована среда внутри пермской Вышки, и многие проекты предлагали вынести университетскую среду «наружу», совместив город и университетский городок. Мне кажется, это очень интересная и перспективная идея. Мы на примере Школы проиллюстрировали, как «монтриуются» наши магистерские программы вокруг одного проекта – это тоже очень важно, потому что здесь сразу же понятно, как образовательная компонента и практика переплетаются между собой.
– А были ли у Школы какие-то особенности, внепрограммные мероприятия?
– Так получилось, что сама программа Школы была построена по принципу переключения активностей. В частности, у нас была и кинопрограмма, и встреча с ребятами из проекта «Экология пространства», и экскурсия в Хохловку, и прощальная вечеринка в самом креативном пространстве города Перми. Вообще гостям очень понравилась Пермь – с ее красивым Комсомольским проспектом, Камой, парками и скверами. Мы были удивлены такой оценкой, но коллеги из Восточной Европы сказали, что Пермь выглядит вполне по-европейски.
– Какие планы на будущее? Будет ли проект повторяться?
– Вероятнее всего, да: мы считаем первый шаг очень удачным, а значит, следующая Школа будет еще лучше и интереснее. Есть идея сделать школу зимой: традиционно городское пространство актуализируется летом, а что если попробовать зимний вариант? В Высшей школе экономики большие возможности для получения грантов на проведение Школ. Думаю, мы продолжим традицию организации междисциплинарных Школ, в фокусе которых будет находиться город и его жители.