• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

 

pуководитель департамента
Исопескуль Ольга Юрьевна
тел. +7 (342) 205-52-11,
вн. 6090,
email: oisopeskul@hse.ru
приемные часы: вторник, среда 14.00-16.00

 

Пермь
ул. Студенческая, 38, к. 311
тел. +7 (342) 205-52-28,
вн. 66036
тел. +7 (342) 205-52-11,
вн. 6036

Что мешает развитию государственно-частного партнерства?

Сектор исследований государственно-частного взаимодействия НИУ ВШЭ — Пермь совместно с Пермской торгово-промышленной палатой провели круглый стол «Государственно-частное партнерство: международная практика и российский опыт». Участники обсудили опыт ГЧП в странах с развитой и развивающейся экономикой.
Круглый стол открылся докладом главы представительства агентства CrownAgents (Великобритания), члена рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Ларисы Кокаревой. Она рассказала об особенностях развития проектов ГЧП в Средней Азии — Кыргызской Республике, Республике Казахстан, Республике Таджикистан и в Турции. 

Лариса Кокарева отметила, что в целом развитие ГЧП в указанных странах находится на стадии становления. Наибольшее развитие проекты  ГЧП получили в Казахстане. Это стало возможным благодаря не только финансовым ресурсам, но и активной политике руководства страны. Так, в республике реализован крупный проект – строительство межрегиональной линии электропередач «Северный Казахстан – Актюбинская область». В Кыргызстане хотя и принят закон о ГЧП и проходит обучение специалистов, еще нет действующих проектов. В Таджикистане недостаточно разработана даже законодательная база, а среда малопривлекательна для международных инвестиций.

«По результатам работы с этими странами могу сказать, что у меня такие же впечатления.  Действительно, здесь не развита институциональная среда ГЧП, даже сфера госзакупок, которая близка к ГЧП законодательно, претерпевает изменения. Уровень понимания специалистов, занимающихся ГЧП, также на не высоком уровне. Конечно, все зависит от воли человека. Политическая воля вроде бы есть. Но без соответствующего законодательства, гарантий для частных инвесторов со стороны государства, экономической стабильности ждать притока инвестиций и реализации проектов ГЧП сложно», — поделилась опытом модератор встречи, доцент департамента менеджмента и руководитель Сектора исследований государственно-частного взаимодействия НИУ ВШЭ – Пермь Елена Шадрина

В качестве примера успешного развития ГЧП Лариса Кокарева привела опыт Турции. Страна занимает 2-е место в мире по объему инвестирования в инфраструктуру. За счет активной поддержки руководства страны более 30 лет здесь используют различные формы ГЧП проектов в энергетическом, водном, мусороперерабатывающем, транспортном секторе и постоянно совершенствуют законодательную базу. Дальнейшее развитие ГЧП в Турции планируется в сфере здравоохранения, образования, муниципальном секторе. Особо успешно Турция применяет модель ГЧП в организации пунктов таможенного контроля. Это достаточно новая сфера применения ГЧП.

Об опыте реализации ГЧП в Пермском крае рассказал заместитель председателя Пермской городской думы Юрий Уткин. Он напомнил о проекте Белкамур, который начинали реализовывать по модели ГЧП, поведал о сложностях и перспективах ГЧП в регионе. 

Руководитель Центра прикладной экономики НИУ ВШЭ — Пермь Дмитрий Клещев выступил с презентацией о реализации ГЧП в России и Пермском крае. По данным Центра, у 20% регионов России нет опыта реализации ГЧП, один из пяти проектов заморожен. При этом Пермский край занимает достаточно высокое место (14-е): в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП 2014—2015 гг. В качестве одного из крупнейших проектов Прикамья приводился пример концессионного соглашения администрации Перми с ООО «НОВОГОР-Прикамье» в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Дмитрий Клещев обозначил основные проблемы, мешающие реализации ГЧП: низкий уровень компетенции государственных органов власти, высокая стоимость проектов, отсутствие постинвестиционного обслуживания и системы контроля.

Участники круглого стола проявили высокую заинтересованность к теме государственно-частного партнерства, обсудили возникающие сложности при реализации проектов в Пермском крае, а также механизмы управления проектами ГЧП.